Любите звукорежиссёра! (Сергей Калугин)

Речь идёт о так называемых "Звуковых ямах", омутах, в которых водоворотом закручивается звуковая волна, поэтому её называют "стоячей". В неприспособленных помещениях (а клубы устраивают именно в таких. Впрочем, что клубы - во время реставрации зал Чайковского убили так, что по количеству звуковых ям он даст фору любому клубу) - так вот, в неприспособленных помещениях таких ям - пруд пруди. Для слушателя это выражается в том, что стоишь ты, слушаешь, - всё прекрасно. Сделал шаг в сторону - звук пропал, один гул. А это ты в яму угодил. И действительно, от этих ям не спастись, тупо приникая к звукорежиссёрскому пульту. Дай Бог, чтобы сам пульт не в яме оказался.

Звукореж же перед концертом вовсе не торчит за пультом - он носится по всему залу, потом прыгает за пульт, и снова мечется, пытаясь как-то гармонизовать происходящее, чтобы везде хоть что-то хоть как-то было слышно. Страдалец! Но подробнее об этом ниже.

Напомнили мне и о том, как готовят помещение к концерту фирмачи. Вот, например, в Одессе (мне рассказали, сам не был) есть замечательный концертный зал, переделанный из биржи, что ли. Так вот, этот зал фактически из одних звуковых ям и состоит, пиздец в нём, в зале этом. Ну, не предполагали строители биржи, что в этом помещении большевики придумают концерты играть. А то бы постарались. Короче, приехали в этот зал выступать фирмачи. Во-первых, они ВСЕ ПОТРОХА, весь бэк лайн, все порталы, пульт - всё с собой припёрли. Во-вторых, перед началом отстройки в зал вышел довольный жизнью человек с ноутбуком и странной хуёвинкой, представлявшей собой ультразвуковой (что ли, могу наврать, может, инфразвуковой, а может, и то и другое) излучатель. Нажал на кнопку - и через минуту у него на экране ноутбука высветилась полная звуковая картина в зале, со всеми его звуковыми ямами, их точным месторасположением, отчётом о всех резонансах, местах, где происходит отражение звука - ПОЛНАЯ, говорю, картина. После этого они одну колонку поставили так, другую - этак, где-то тряпочку повесили - и, по отзывам публики, ТАКОГО ЗВУКА они никогда нигде не слышали, в любой точке зала было идеально всё слышно, никаких ям, никакого звона. А обычно в этом месте даже трио балалаечников слушать было нереально. Вот так, ребята.

Вообще, я это послесловие затеял для одного: воззвать к вам. Я уже сказал, что музыкантов надо любить. Это, в общем, понятно. Но есть куда более трудная тема: НЕОБХОДИМО ЛЮБИТЬ ЗВУКОПЁРА! У них, звукопёров, есть грустная поговорка: "Если концерт удался, то музыканты - молодцы. А если нет, то звукопёр - мудак ".
Вы теперь знаете, с чем и в каких условиях ему приходится работать. Вот пришел он готовить концерт: зал - чудовищный, весь в звуковых ямах, стены не заглушены, звук летает и бьётся, порталы - говно, орут и мешают звук в кашу (именно этим ОМЕРЗИТЕЛЬНЫЙ портал или колонка отличаются от хороших - Разборчивостью), пищалки на них сожжены, мониторы на сцене убиты и строить их некому, местные ребята опять ни хуя не успели всё закоммутировать к началу настройки, и надо им помогать, музыканты свои комбы настроили только под себя, без учёта того, что их звук летит в зал - надо перенастраивать, чётко налаженный план саунд-чека (настройки) летит к чёрту, потому что третья линия мониторов просто не пашет, причина не ясна, линию пытаются восстановить - но безуспешно, необходима перекоммутация, а время идёт, плюс на ноте "Фа" возникает лютый резонанс, взрывающий мозг, прибора подавления нет, и даже эквалайзер, которым вручную можно было бы попытаться этот резонанс поймать и как-то придавить, толком не работает, музыканты психуют: "времени на отстройку не остаётся!"; вбегает директор: "через 20 минут запускаем публику в зал!"; общая паника; барабанщик орёт, что не слышит гитариста и что он уже сорок раз просил это исправить, но похоже - всем по-хую, дебил-вокалист наивно спрашивает: "А как там слова? Их слышно в зале?" - а там вообще НИ ХУЯ не слышно; какие, нафиг, слова......ПУБЛИКА! Пиздец, отстроились.

На протяжении первых трех песен звукопёр в изменившейся с приходом публики звуковой обстановке, стоя за пультом, пытается как-то отладить картину. И - о чудо! - что-то начинает налаживаться. Барабаны уже не грохочут, а хлёстко атакуют, потом из чудовищного гула прорисовавается бас, потом гитара перестает издавать невнятное жужжание и начинает качать риффы... К пятой песне внезапно, всем на удивление, прорезаются слова. В восьмой песне, правда, где-то что-то горит и звук опять превращается в полную парашу, но к завершающей концерт композиции звукореж с этим справляется. Ура. На музыкантах виснут поклонницы, автографы, все дела. А к звукорежу подходят "продвинутые" зрители и говорят: " Хуёвый звук сегодня был. Ни одного слова не разобрал - один бас играл всю дорогу. Трудно было вокал погромче сделать, что ли? Ладно, не переживай. Пива хочешь?". Пива он хочет. Он выпьет и даже вам улыбнётся. Но на душе у него в этот момент - вам лучше даже не представлять, что у него на душе.

Любите звукопёра, друзья. Подойдите к нему после концерта. Похлопайте по плечу. И скажите ему: "Ты -молодец. Ты обалденный молодец. В таком говне ты умудрился добиться, что в пятой и последней песне мы даже расслышали слова! В смысле - в тихих куплетах! И гитары нарезали ништяк! И вообще был драйв, и это главное! А звук - хуй с ним. Ну какой здесь может быть звук? Мы ведь всё понимаем! Так держать, старина! Пива хочешь?" Пива он хочет и выпьет. Он пиздец как его хочет. Потому что ПОСЛЕ ТАКОГО его нельзя не хотеть. И на душе у него станет чуть легче. Любите звукопёра, друзья мои. Он - подлинный герой ! Причем герой охренительно невидимого фронта. Амен.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Мастеринг звука для цифровых площадок

О джазовой импровизации. Обзор теории

Организация записи вокала