Профессиональная запись гитары.
Рассмотрим несколько опробованных и хорошо зарекомендовавших себя способов, предложенных Полом Уайтом и Дейвом Локвудом, с помощью которых можно реально улучшить студийный звук гитары.
Раньше единственно возможным методом записи электрогитары было размещение микрофона перед усилителем с последующим нажатием кнопки записи. Эту схему можно применить и сейчас, и в большинстве случаев вам гарантирован отличный результат. Но на сегодняшний день существует альтернативная методика, которая отличается большим удобством при использовании в домашних студиях.
Речь идет о так называемом «прямом включении» (DI). Одной из характерных особенностей гитары является то, что на ее звучание в значительной мере влияет каждый конкретный инструмент, исполнитель, вид усилителя и способ записи. В мире нет даже двух гитаристов, которые смогли бы сыграть одинаково, однако существует несколько универсальных правил записи гитары, с помощью которых можно добиться стабильных хороших результатов.
Вместо поиска единственно правильного способа, что само по себе нецелесообразно, мы проанализируем сразу несколько интересных уловок и идей, взяв на вооружение которые, Вы сможете поэкспериментировать и получить отличный результат. И замечательно, если для достижения желаемого вы не будете бояться нарушать правила и использовать нетрадиционные ходы. Ведь в музыке все способы хороши!
1. Самое первое, убедитесь в хорошем рабочем состоянии Вашей гитары. Необходимо использовать только новые струны и контролировать их настройку, а также интонирование. Несмотря на то, что эти простые истины кажутся очевидными, многие исполнители их игнорируют и предпочитают использовать старые струны. Они не придают большого значения тону и думают, что смогут откорректировать его в ходе сведения. Однако в большинстве случаев это не срабатывает.
2. Перед каждым новым дублем перепроверяйте строй, поскольку в теплых помещениях не исключено что он будет плавать. В идеале, приветствуется использование постоянно включённого тюнера. При использовании тремоло-машины целесообразно контролировать строй при каждом удобном случае.
3. При использовании оборудования, содержащего трансформаторы, в электрогитарах может возникать гул. В первую очередь это касается гитар, в которых применяются звукосниматели типа «сингл». Пройдитесь по комнате и найдите зону, где гул будет минимальным. Постарайтесь расположиться подальше от оборудования, наводящего фон.
Серьезное влияние на гитарные звукосниматели оказывают и компьютерные электроннолучевые мониторы. Поэтому целесообразно в процессе записи отключить монитор и использовать горячие клавиши для управления.
4. В процессе наложения двух и более партий перегруженной гитары применяйте разные типы инструментов или звука. В дальнейшем разделение их звучания в миксе не принесет Вам никаких проблем. Как пример, используйте гитару со звукоснимателем типа «сингл» для одной партии, и со звукоснимателем типа «хамбакер» – для другой.
Что касается ритм-гитары, то для ее партий рекомендуется применять чуть меньше перегруза, чем для соло. Очень часто это дает положительный результат. В противоположном случае возможно смешение гитар в спутанную звуковую стену. Также с помощью high- и low-pass фильтров делайте ограничение частотного спектра инструментов с обеих сторон.
5. При наличии достаточного количества «резервных» треков выберите из них самые выигрышные моменты, из которых создайте новый улучшенный трек. В дальнейшем с помощью delay или реверберации Вы сможете замаскировать любые следы монтажа.
6. Добавьте пространства в партию гитары путем обработки монофонического гитарного звука с помощью gated- или ambience-реверберации. При записи гитары через ближний микрофон или в линию не создается ощущение стерео. Однако применение реверберации для создания пространственной иллюзии является не самым лучшим решением в этой ситуации.
Настраивать ревербератор нужно на эмулирование ранних отражений реального пространства, но не на добавление распада реверберации. Для создания более живого звука также хорошо подходит короткая гейтированная реверберация.
7. В звукозаписывающих студиях практикуется обработка гитарными эффектами уже на стадии сведения, это дает возможность в любую минуту изменить звук. Тем не менее, многие исполнители используют такие эффекты, как wah-wah, дилей, дисторшн, уже во время живой игры. Так как иногда цифровой ревербератор отличается большей натуральностью звучания, чем монофонический пружинный, встречающийся в некоторых гитарных усилителях, то возможно добавление реверберации и на стадии сведения.
Рекомендуется делать запись двух параллельных треков - с эффектами и без них. В таком случае в дальнейшем при желании Вы сможете изменить любой гитарный эффект. Даже если в планах у Вас нет записи трека с эффектами, целесообразно дать возможность гитаристу осуществлять контроль над собой через них.
8. Распространенное мнение, что встроенный в предусилитель спикерсимулятор - оптимальный вариант, ошибочно. В большинстве случаев отключение этой в функции в предусилителе или процессоре и последующая обработка сигнала с помощью отдельного качественного спикерсимулятора позволит Вам достичь более впечатляющего эффекта. Для формирования звука также можно использовать внешний параметрический эквалайзер или эквалайзер на микшере.
9. Продолжая сказанное в предыдущем пункте, следует отметить, что, сделав «псевдостерео» из монофонического гитарного звука, можно получить интересный результат.
В частности, Вы можете, разделив сигнал, направить один канал через отдельный спикерсимулятор, а второй – через спикерсимулятор, встроенный в преамп. Применив панорамирование каналов влево и вправо, Вы получите возможность создать звук, «превышающий» реальный. Этот способ отличается гораздо большей эффективностью по сравнению с использованием любого из индивидуальных спикерсимуляторов в отдельности.
Как альтернативный ход, можно применить съём микрофоном звука с небольшого усилителя, тогда как сигнал «в линию» будет идти через спикерсимулятор. Путем перемещения микрофона подальше от усилителя Вы сможете добиться в большей мере захвата звука помещения. Интересный результат можно получить и объединив ближний микрофон или сигнал «в линию» с более отдаленным микрофоном окружения.
Перемещение звука ближе к заднему плану тем существенней, чем дальше от усилителя расположен общий микрофон и чем выше его уровень уровня ближнего микрофона или уровня «линейного» сигнала. Компрессировав трек общего микрофона, Вы сможете создать объёмный качественный звук жилого помещения.
10. Чтобы получить великолепный объёмный звук, совсем не обязательно использовать большой усилитель. Как дополнение к описанным выше советам, попробуйте размещать микрофон приблизительно на уровне своей головы, тогда он будет «слышать» то же, что и Вы.
Также можно поместить микрофоны с боковой или тыльной части кабинета и посмотреть, что из этого получиться. Чтобы найти оптимальное место для микрофона, можно, воспользовавшись закрытыми наушниками, просто перемещать микрофон во время игры гитариста.
Для уменьшения количества «низа» следует поднять кабинет повыше от пола, для увеличения «низов» кабинет необходимо поставить в угол помещения. «Ломкость» звука можно снизить, направив динамики в угол комнаты и поместив микрофон позади колонки. Поэкспериментируйте с разными микрофонами, динамическими и конденсаторными, и оцените звук, который они дают.
11. Используя компрессор, этот полезнейший инструмент, выравнивающий звук гитары и добавляющий ей сустейна, Вы сможете добиться великолепного солирующего звука и вдобавок ко всему с меньшей перегрузкой. Для получения чистого звучания рекомендуется после компрессора использовать эквалайзер.
Если Вы любитель более насыщенного звука, следует сделать наоборот. После использования лёгкой перегрузки, которая управляется через регулятор громкости гитары, примените компрессор, он поможет Вам сгладить изменения общего уровня.
12. Для перестраховки запишите на резервные треки чистый сигнал «в линию». Для этого можно воспользоваться DI-боксом или высокоомным инструментальным входом на Вашем аудиоинтерфейсе. Таким образом, Вы получите возможность переделать треки с неудачным оригинальным звуком.
Вы можете использовать не только плагины, но и воспроизводить чистый трек с помощью гитарного предусилителя или процессора, а также записывать его назад. Кроме того, возможна подача сигнала на усилитель гитары или комбик, снимание микрофоном звука с него и запись сигнала обратно в компьютер. Это называется «реампинг». Можно также поэкспериментировать с использованием и чистых, и обработанных треков для создания стереоэффектов.
13. Если Вам нужен более «жирный» звук, стоит попробовать записывать не искусственный дабл-трек (ADT), а настоящий. Иначе говоря, проиграйте партию два раза на разных треках. Если гитарист – профессионал в своем деле, то Вы сможете получить отличный результат, сделав оригинальную партию несколько тише во время записи дабл-трека.
При возникновении каких-либо трудностей с записью реального дабл-трека, рекомендуется использование питч-шифтера, с помощью которого можно изменить высоту тона. Применив это устройство, Вы сможете добавить к оригинальной партии небольшую задержку и расстройку, что позволит более убедительно сымитировать эффект, особенно если сравнивать с использованием того же хоруса.
14. При записи гитары «в линию», рекомендуется использовать маленький усилитель или комбик, который поможет контролировать свое исполнение. В большинстве случаев игра при этом кажется более естественной. Кроме того, акустическая связь, возникшая между струнами и динамиками, добавляет жизни звуку.
15. Если запись гитары происходит с помощью директ-бокса или усилителя, находящегося в другом помещении, то для получения более живого звука можно использовать отдельный микрофон, снимающий звук со струн, и добавлять его к основному звуку. Для этой цели лучше всего подойдут конденсаторные или электретные микрофоны, которые отличаются хорошими высокочастотными характеристиками. Размещать такой микрофон следует в 15-20 см от струн инструмента.
16. При записи гитары через усилитель, включенный не на полную громкость, рекомендуется использовать распределитель мощности, с помощью которого динамики выдадут звук работающего «на всю» усилителя, но при умеренной громкости. В таких случаях можно применять и DI-бокс, имеющий специальный спикер-вход. Выходной сигнал усилителя подается именно на этот вход (специальная разработка устройства позволяет ему работать с сигналами повышенной мощности).
Но в случае отсутствия у директ-бокса фиктивной нагрузки Вам обязательно следует подключить отдельное устройство фиктивной нагрузки к его входу. Если проигнорировать это правило, то дело может закончиться выходом из строя выходных каскадов некоторых усилителей.
17. Если игра происходит в аппаратной, а усилитель расположен в акустической комнате, то Вы сможете понять, на что реально похож Ваш звук из мониторов. Но в этом случае теряется акустическая связь между усилителем и гитарой, и, как результат, Ваше окончательное звучание может иметь некоторые отличия от того, которое получается в результате игры вблизи от усилителя. Это различие особенно заметно при использовании сильной перегрузки.
18. При использовании кабинетов с несколькими динамиками целесообразно выбрать динамик с наилучшим звучанием и направить микрофон именно на него. Если Вы хотите получить самое яркое звучание, поместите микрофон вблизи центра диффузора. Если Вас наоборот привлекает более «округленный» звук, переместите микрофон на край динамика.
19. Гейт, применяемый для снижения шумов, рекомендуется включать перед компрессором или ревербератором (дилэем), но непременно после эффекта перегрузки. В противном случае гейт может удалить «хвосты» эффектов. Гейт должен закрываться не раньше завершения звучания ноты.
Порог нужно настроить, насколько возможно ниже, но при этом нельзя позволить прорваться шуму. Обычно намного эффективней использовать в этих целях динамический шумоподавитель или экспандер.
20. Для получения чистого «стеклянного» звучания можно добавить к компрессированному сигналу небольшое количество гармоник с помощью эксайтера и ему подобных приборов. При подключении «в линию» сохраняется большее количество высокочастотных гармоник, чем при использовании усилителя и микрофона. И если Вы, в самом деле, стремитесь достичь «стеклянного» верха на чистом звуке, то Вам придется отказаться от спикерсимуляции.
Автор: Пол Уайт и Дейв Локвуд
Раньше единственно возможным методом записи электрогитары было размещение микрофона перед усилителем с последующим нажатием кнопки записи. Эту схему можно применить и сейчас, и в большинстве случаев вам гарантирован отличный результат. Но на сегодняшний день существует альтернативная методика, которая отличается большим удобством при использовании в домашних студиях.
Речь идет о так называемом «прямом включении» (DI). Одной из характерных особенностей гитары является то, что на ее звучание в значительной мере влияет каждый конкретный инструмент, исполнитель, вид усилителя и способ записи. В мире нет даже двух гитаристов, которые смогли бы сыграть одинаково, однако существует несколько универсальных правил записи гитары, с помощью которых можно добиться стабильных хороших результатов.
Вместо поиска единственно правильного способа, что само по себе нецелесообразно, мы проанализируем сразу несколько интересных уловок и идей, взяв на вооружение которые, Вы сможете поэкспериментировать и получить отличный результат. И замечательно, если для достижения желаемого вы не будете бояться нарушать правила и использовать нетрадиционные ходы. Ведь в музыке все способы хороши!
1. Самое первое, убедитесь в хорошем рабочем состоянии Вашей гитары. Необходимо использовать только новые струны и контролировать их настройку, а также интонирование. Несмотря на то, что эти простые истины кажутся очевидными, многие исполнители их игнорируют и предпочитают использовать старые струны. Они не придают большого значения тону и думают, что смогут откорректировать его в ходе сведения. Однако в большинстве случаев это не срабатывает.
2. Перед каждым новым дублем перепроверяйте строй, поскольку в теплых помещениях не исключено что он будет плавать. В идеале, приветствуется использование постоянно включённого тюнера. При использовании тремоло-машины целесообразно контролировать строй при каждом удобном случае.
3. При использовании оборудования, содержащего трансформаторы, в электрогитарах может возникать гул. В первую очередь это касается гитар, в которых применяются звукосниматели типа «сингл». Пройдитесь по комнате и найдите зону, где гул будет минимальным. Постарайтесь расположиться подальше от оборудования, наводящего фон.
Серьезное влияние на гитарные звукосниматели оказывают и компьютерные электроннолучевые мониторы. Поэтому целесообразно в процессе записи отключить монитор и использовать горячие клавиши для управления.
4. В процессе наложения двух и более партий перегруженной гитары применяйте разные типы инструментов или звука. В дальнейшем разделение их звучания в миксе не принесет Вам никаких проблем. Как пример, используйте гитару со звукоснимателем типа «сингл» для одной партии, и со звукоснимателем типа «хамбакер» – для другой.
Что касается ритм-гитары, то для ее партий рекомендуется применять чуть меньше перегруза, чем для соло. Очень часто это дает положительный результат. В противоположном случае возможно смешение гитар в спутанную звуковую стену. Также с помощью high- и low-pass фильтров делайте ограничение частотного спектра инструментов с обеих сторон.
5. При наличии достаточного количества «резервных» треков выберите из них самые выигрышные моменты, из которых создайте новый улучшенный трек. В дальнейшем с помощью delay или реверберации Вы сможете замаскировать любые следы монтажа.
6. Добавьте пространства в партию гитары путем обработки монофонического гитарного звука с помощью gated- или ambience-реверберации. При записи гитары через ближний микрофон или в линию не создается ощущение стерео. Однако применение реверберации для создания пространственной иллюзии является не самым лучшим решением в этой ситуации.
Настраивать ревербератор нужно на эмулирование ранних отражений реального пространства, но не на добавление распада реверберации. Для создания более живого звука также хорошо подходит короткая гейтированная реверберация.
7. В звукозаписывающих студиях практикуется обработка гитарными эффектами уже на стадии сведения, это дает возможность в любую минуту изменить звук. Тем не менее, многие исполнители используют такие эффекты, как wah-wah, дилей, дисторшн, уже во время живой игры. Так как иногда цифровой ревербератор отличается большей натуральностью звучания, чем монофонический пружинный, встречающийся в некоторых гитарных усилителях, то возможно добавление реверберации и на стадии сведения.
Рекомендуется делать запись двух параллельных треков - с эффектами и без них. В таком случае в дальнейшем при желании Вы сможете изменить любой гитарный эффект. Даже если в планах у Вас нет записи трека с эффектами, целесообразно дать возможность гитаристу осуществлять контроль над собой через них.
8. Распространенное мнение, что встроенный в предусилитель спикерсимулятор - оптимальный вариант, ошибочно. В большинстве случаев отключение этой в функции в предусилителе или процессоре и последующая обработка сигнала с помощью отдельного качественного спикерсимулятора позволит Вам достичь более впечатляющего эффекта. Для формирования звука также можно использовать внешний параметрический эквалайзер или эквалайзер на микшере.
9. Продолжая сказанное в предыдущем пункте, следует отметить, что, сделав «псевдостерео» из монофонического гитарного звука, можно получить интересный результат.
В частности, Вы можете, разделив сигнал, направить один канал через отдельный спикерсимулятор, а второй – через спикерсимулятор, встроенный в преамп. Применив панорамирование каналов влево и вправо, Вы получите возможность создать звук, «превышающий» реальный. Этот способ отличается гораздо большей эффективностью по сравнению с использованием любого из индивидуальных спикерсимуляторов в отдельности.
Как альтернативный ход, можно применить съём микрофоном звука с небольшого усилителя, тогда как сигнал «в линию» будет идти через спикерсимулятор. Путем перемещения микрофона подальше от усилителя Вы сможете добиться в большей мере захвата звука помещения. Интересный результат можно получить и объединив ближний микрофон или сигнал «в линию» с более отдаленным микрофоном окружения.
Перемещение звука ближе к заднему плану тем существенней, чем дальше от усилителя расположен общий микрофон и чем выше его уровень уровня ближнего микрофона или уровня «линейного» сигнала. Компрессировав трек общего микрофона, Вы сможете создать объёмный качественный звук жилого помещения.
10. Чтобы получить великолепный объёмный звук, совсем не обязательно использовать большой усилитель. Как дополнение к описанным выше советам, попробуйте размещать микрофон приблизительно на уровне своей головы, тогда он будет «слышать» то же, что и Вы.
Также можно поместить микрофоны с боковой или тыльной части кабинета и посмотреть, что из этого получиться. Чтобы найти оптимальное место для микрофона, можно, воспользовавшись закрытыми наушниками, просто перемещать микрофон во время игры гитариста.
Для уменьшения количества «низа» следует поднять кабинет повыше от пола, для увеличения «низов» кабинет необходимо поставить в угол помещения. «Ломкость» звука можно снизить, направив динамики в угол комнаты и поместив микрофон позади колонки. Поэкспериментируйте с разными микрофонами, динамическими и конденсаторными, и оцените звук, который они дают.
11. Используя компрессор, этот полезнейший инструмент, выравнивающий звук гитары и добавляющий ей сустейна, Вы сможете добиться великолепного солирующего звука и вдобавок ко всему с меньшей перегрузкой. Для получения чистого звучания рекомендуется после компрессора использовать эквалайзер.
Если Вы любитель более насыщенного звука, следует сделать наоборот. После использования лёгкой перегрузки, которая управляется через регулятор громкости гитары, примените компрессор, он поможет Вам сгладить изменения общего уровня.
12. Для перестраховки запишите на резервные треки чистый сигнал «в линию». Для этого можно воспользоваться DI-боксом или высокоомным инструментальным входом на Вашем аудиоинтерфейсе. Таким образом, Вы получите возможность переделать треки с неудачным оригинальным звуком.
Вы можете использовать не только плагины, но и воспроизводить чистый трек с помощью гитарного предусилителя или процессора, а также записывать его назад. Кроме того, возможна подача сигнала на усилитель гитары или комбик, снимание микрофоном звука с него и запись сигнала обратно в компьютер. Это называется «реампинг». Можно также поэкспериментировать с использованием и чистых, и обработанных треков для создания стереоэффектов.
13. Если Вам нужен более «жирный» звук, стоит попробовать записывать не искусственный дабл-трек (ADT), а настоящий. Иначе говоря, проиграйте партию два раза на разных треках. Если гитарист – профессионал в своем деле, то Вы сможете получить отличный результат, сделав оригинальную партию несколько тише во время записи дабл-трека.
При возникновении каких-либо трудностей с записью реального дабл-трека, рекомендуется использование питч-шифтера, с помощью которого можно изменить высоту тона. Применив это устройство, Вы сможете добавить к оригинальной партии небольшую задержку и расстройку, что позволит более убедительно сымитировать эффект, особенно если сравнивать с использованием того же хоруса.
14. При записи гитары «в линию», рекомендуется использовать маленький усилитель или комбик, который поможет контролировать свое исполнение. В большинстве случаев игра при этом кажется более естественной. Кроме того, акустическая связь, возникшая между струнами и динамиками, добавляет жизни звуку.
15. Если запись гитары происходит с помощью директ-бокса или усилителя, находящегося в другом помещении, то для получения более живого звука можно использовать отдельный микрофон, снимающий звук со струн, и добавлять его к основному звуку. Для этой цели лучше всего подойдут конденсаторные или электретные микрофоны, которые отличаются хорошими высокочастотными характеристиками. Размещать такой микрофон следует в 15-20 см от струн инструмента.
16. При записи гитары через усилитель, включенный не на полную громкость, рекомендуется использовать распределитель мощности, с помощью которого динамики выдадут звук работающего «на всю» усилителя, но при умеренной громкости. В таких случаях можно применять и DI-бокс, имеющий специальный спикер-вход. Выходной сигнал усилителя подается именно на этот вход (специальная разработка устройства позволяет ему работать с сигналами повышенной мощности).
Но в случае отсутствия у директ-бокса фиктивной нагрузки Вам обязательно следует подключить отдельное устройство фиктивной нагрузки к его входу. Если проигнорировать это правило, то дело может закончиться выходом из строя выходных каскадов некоторых усилителей.
17. Если игра происходит в аппаратной, а усилитель расположен в акустической комнате, то Вы сможете понять, на что реально похож Ваш звук из мониторов. Но в этом случае теряется акустическая связь между усилителем и гитарой, и, как результат, Ваше окончательное звучание может иметь некоторые отличия от того, которое получается в результате игры вблизи от усилителя. Это различие особенно заметно при использовании сильной перегрузки.
18. При использовании кабинетов с несколькими динамиками целесообразно выбрать динамик с наилучшим звучанием и направить микрофон именно на него. Если Вы хотите получить самое яркое звучание, поместите микрофон вблизи центра диффузора. Если Вас наоборот привлекает более «округленный» звук, переместите микрофон на край динамика.
19. Гейт, применяемый для снижения шумов, рекомендуется включать перед компрессором или ревербератором (дилэем), но непременно после эффекта перегрузки. В противном случае гейт может удалить «хвосты» эффектов. Гейт должен закрываться не раньше завершения звучания ноты.
Порог нужно настроить, насколько возможно ниже, но при этом нельзя позволить прорваться шуму. Обычно намного эффективней использовать в этих целях динамический шумоподавитель или экспандер.
20. Для получения чистого «стеклянного» звучания можно добавить к компрессированному сигналу небольшое количество гармоник с помощью эксайтера и ему подобных приборов. При подключении «в линию» сохраняется большее количество высокочастотных гармоник, чем при использовании усилителя и микрофона. И если Вы, в самом деле, стремитесь достичь «стеклянного» верха на чистом звуке, то Вам придется отказаться от спикерсимуляции.
Автор: Пол Уайт и Дейв Локвуд
Комментарии
Отправить комментарий