Пара слов о мониторинге при мастеринге


Основная задача студии мастеринга – делать субъективные оценки как можно объективнее. Это заставляет нас использовать только очень аккуратную, с высоким разрешением, мониторную систему.

Это наш микроскоп, который позволяет делать тончайшие операции.

Элементы качественной мониторной системы.

1) Инженеры мастеринга работают с одной высококлассной мониторной системой, которую они досконально знают и знают, как её звук соотносится со звуком за порогом их студии.

2) Помещение студии мастеринга максимально тихое, все оборудование, производящее шум вынесено в отдельное машинное помещение. Порог шума должен быть лучше NC30, около NC20 или даже тише (NC30 означает шум в 30 децибел на частоте 2 килогерца).

3) Не должно быть никаких препятствий прохождению звука между мониторами и слушателем внутри стандартного мониторного треугольника.

4) Электронная цепь спроектирована с максимальной прозрачностью

5) Мониторы имеют широкий частотный диапазон, большой хедрум, очень ровную АЧХ до 2 килогерц (выше возможны небольшие отклонения). Неаккуратная мониторная система приведет к неверной эквализации. Аккуратная мониторная система должна выявлять отличия между записями, в то время как на плохой системе все будет звучать одинаково и/или слишком красиво.

6) В помещении решены все проблемы с акустикой – мониторы и слушатель находятся в зоне с миниумом отражений, что означает, что отражения от рядом стоящих поверхностей должны достигать слушателя не раньше 20 миллисекунд и по громкости быть тише хотя бы на 15 децибел, чем прямой сигнал, а желательно быть тише на 20 децибел или даже еще тише. Источники дифракции минимизированы. Сами колонки не резонирующие.

7) Стены помещения массивные, не резонирующие и сама комната достаточно большая, чтобы пре-дотвратить стоячие волны. Также стоячие волны предотвращаются с помощью специальных ловушек или диффузоров. Идеально, длина комнаты должна быть как минимум 20 футов для стерео и 30 футов для сурраунда. Сами мониторы должны стоять на достаточном расстоянии от стен, чтобы предотвратить эффект резонансов на низких частотах. Ширина комнаты должна быть достаточной, чтобы мини-мизировать отражения от боковых стен. А специальный подвесной потолок должен минимизировать отражения от потолка и пола.

8) Акустический дизайн и электрика должны быть спроектированы профессионалами.

Сабвуферы.

Стерео сабвуферы или сами мониторы, чей частотный диапазон расширен, по крайней мере до 30 герц, обязательны для студии мастеринга. Много различного рода искажений может быть пропущено без сабвуфера, не только низкие ноты баса. Правильная установка сабвуферов требует специальных знаний и наличие измерительного оборудования. Неправильная отстройка сабвуферов ведет к неправильным результатам воспроизведения отмастеренных фонограмм на других системах. Как басы воспроизводятся, сильно зависит от уровня громкости мониторов. Это ведет к тому, что фонограммы, сделанные с высоким уровнем громкости – имеют недостаток баса.

Эквализация мониторов.

Чтобы проверить аккуратность мониторов, мы должны использовать тестовый материал и наши уши. Тестовое оборудование в одиночку бесполезно. С его помощью мы можем лишь приблизительно предположить, что будет со звуком. Поэтому правильная эквализация мониторов может быть осуществлена только на слух при помощи референсных записей, которым мы можем доверять.

Я предпочитаю не использовать эквализацию мониторов – лучше исправить помещение или заменить мониторы, но иногда я даже пытаюсь перенастроить кроссовер монитора, чтобы исправить звучание. Очень много факторов, влияющих на звук – количество человек в помещении, качество кабелей, усилителей, DAC и т.д., поэтому если происходят какие-то изменения в конфигурации оборудования - мониторную систему надо перекалибровывать.

Зачем нужен аккуратный мониторинг.

Для того, чтобы результат мастеринга хорошо звучал на максимальном количестве воспроизводящих систем. Но, очевидно, что например делая звук ярче – мы делаем его плохо звучащим на маленьких колонках, где и так преобладают верхние частоты. И наоборот, поднимая басы, мы получаем плохой звук на полнодиапазонных системах с сабвуферами.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Мастеринг звука для цифровых площадок

О джазовой импровизации. Обзор теории

Организация записи вокала