И снова о нашей с вами любимой компрессии

Говорить буду о компрессии на примере вокала, т.к. динамически это самый разноплановый инструмент любого микса
Итак, стоит начать с того, что я, как и любой из вас просмотрел огромное количество видео, в которых говорили:"Смотри на анализатор! Чтобы работал не глубже, чем на 5 Дб" или "Соотношение 5:1 для вокала - это очень много!". Заверяю вас - это не работает(дальше объясню почему). Давайте введем несколько понятий, чтобы облегчить понимание данного текста:
Уровни полезного сигнала - это уровень того сигнала, который нам нужен. Никакие артефакты и искажения сюда мы не будем вписывать, ибо говорим только о качественной компрессии самого сигнала. Его стоит в свою очередь разделить на:
1)Нижний уровень
2)Средний уровень
3)Верхний уровень
ВНИМАНИЕ РЕЧЬ НЕ О ЧАСТОТАХ, А О ГРОМКОСТИ! ТУТ МЫ ЧАСТОТЫ ТРОГАТЬ НЕ БУДЕМ ОТ СЛОВА "ВООБЩЕ"
Итак, взяв графическое отображение сигнала мы с легкостью найдем эти самые точки. Их может быть всего 2, а может быть и 4(низкие и высокие или низкие, низкие средние, средние высокие, высокие), и даже 10. Все на ваше усмотрение. Визуально отметим их для себя.
ЕЩЕ РАЗ - ОТМЕЧАЕМ ТОЛЬКО ПОЛЕЗНЫЙ СИГНАЛ! НИКАКИХ ПОСТОРОННИХ ШУМОВ И ВЗДОХОВ ВОКАЛИСТА НЕ МОЖЕТ ВХОДИТЬ В НИЖНИЙ УРОВЕНЬ НАШЕГО ДИАПАЗОНА

Далее берем наш любимый пиковый анализатор, находим уровень нижнего, среднего и верхнего сигнала и записываем хоть на бумажку, хоть в блокнот, хоть на обои. Здесь не надо заниматься перфекционизмом - нам нужно просто знать приблизительное значение этих уровней.
Отлично. Теперь нам нужно разобраться с временем атаки и временем восстановления.
Берем наш любимый компрессор, параметр Threshold выставляем на значение нижнего уровня полезного сигнала, соотношение(ratio) ставим на максимальное, атаку и восстановление ставим на минимальное значение и добавляем в цепь анализатор, который спроектирует уже зажатый сигнал в графическом виде. Запускаем и смотрим. 100 процентов гарантии даю, что вы увидите "кирпич". Но сейчас нам надо разобраться с параметрами атаки и восстановления. После этого мы начинаем поднимать уровень атаки и смотрим на анализатор. Наша задача сейчас в том, чтобы вокал при компрессии начал "дышать" и мы с вами на анализаторе увидели динамику его.
Теперь разберемся с временем восстановления сигнала. Если мы поставим его в минимальное значение, то компрессор даст сигналу мощную накачку и работу компрессора будет слышно. Если восстановление будет слишком большое, то компрессор будет работать не ритмично, и толку в нем будет мало. Поэтому мы смотрим на компрессоре параметр GR(обычно бьет такая полосочка сверху навстречу выходному сигналу) и поднимая уровень восстановления смотрим, чтобы после каждой фразы этот параметр возвращался в 0.
Теперь мы с вами переходим к нашей точке среднего уровня полезного сигнала. Параметр Threshold ставим на записанное нами значение среднего уровня полезного сигнала, а Ratio убираем полностью, чтобы компрессор не работал. Теперь мы ищем значение Ratio постепенно увеличивая его смотря на наш анализатор. Нам необходимо добиться результата при котором компрессия будет работать, но при этом сигнал не будет превращаться в "кирпич" и сохранит свое "дыхание".
Если у вас разброс динамики вокала не особо сильный, то этого в принципе может и хватить, но если он получается от 15Дб и выше, то читаем следующий шаг:
Добавляем еще один компрессор в цепочку и проводим следующие манипуляции:
Атаку и релиз ставим идентичной предыдущему компрессору, параметр Treshold выставляем соответственно отмеченному значению выского уровня, а Ratio выставляем по описанной ранее методике.
Вуаля! Мы скомпрессировали сигнал, но при этом не потеряли ни его структуру, ни динамику.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Мастеринг звука для цифровых площадок

О джазовой импровизации. Обзор теории

Организация записи вокала