Saturation - что же это такое?

Все люди связанные с музыкой не раз слышали, что мол, лампа - это дико true, а все эти ваши транзисторы - полная лажа. Но, в личных разговорах, мало кто мог мне пояснить, каким же образом ламповая обработка делает звук "теплым", "ламповым". Ну давайте попробуем разобраться, в чем же тут суть.

А суть простая - когда цифра вошла в музыкальную индустрию и начала медленно, но верно вытеснять дорогостоящие ламповые приборы, то звукорежиссеры(музыканты, слушатели), заметили, что звук становится слишком "стерильным", и вообще каким то не таким. Волна была абсолютна идентична записываемому инструменту. Лампа же вносила небольшие искажения в звук выдавая тот самый легендарный "ламповый" звук. Она его немного "подгружала", добавляя небольшие искажения. И вот тогда, звукорежиссеры, которые еще не успели на тот момент продать свои ламповые усилители достали их с полочки, и стали пропускать аналоговый сигнал через них "загрязняя" звучание и получая "тот самый звук".

Я сам столкнулся с подобной штукой, когда экспериментировал со звучанием. Я просто напросто взял свой трек, записал его на обычную бобину, а потом снял это звучание и загнал снова в цифру. Результат меня мягко говоря удивил: конечно это будет очень пафосно сказано, но композиция сразу зазвучала в духе Portishhead, что меня весьма позабавило. Но это совершенно не означает, что вам нужно в срочном порядке доставать запыленные магнитофоны, или бежать в ближайшую комиссионку в поисках оных.

Итак, его величество - сатуратор!

Сатурацию можно разделить на 2 вида:

Ламповая - самая известная(вспоминайте сразу ламповые преампы). В ее основе лежит свойство ламповых усилителей вносить нелинейные искажения в исходный сигнал(добавлять некий "треск", гармоники). Например, известный всем гитаристам эффект Overdrive - это ничто иное, как очень насыщенная ламповая сатурация, а Distortion - полупроводниковая, которая формирует волны в виде прямоугольников изменяя исходную плавную волну.

Но не думайте, что любой из приборов имеющих в себе лампу обязательно будет нести в себе эффект сатурации. Ламповые микрофоны, например, имею в своей конструкции лампу лишь для того, чтобы свести к минимум любые искажения сигнала.

Уже после своего эксперимента, о котором писал выше, я понял для чего во многих крупных студиях звукозаписи имеются бобинные магнитофоны. Именно для этих целей. Но опять же не забываем - то, что стоит на студии Abbey Road, и то, что осталось вам в наследство от ваших родителей, дедушек, бабушек - это абсолютно разные вещи. Но для домашних экспериментов более чем подходит. Развлекайтесь на здоровье! =)

Трансформаторная - ну тут все гораздо проще: сигнал искажается проходя через обмотку трансформатора. Конечно, она меньше распространена, но при этом может дать интересный эффект при обработке звука.

Практика:

Ну с теорией мы вроде бы как разобрались, и теперь самое время опробовать на практике все эти дела. При использовании сатураторов пользуйтесь всего лишь одним простым правилом:

Вешайте сатуратор либо на канал инструмента, либо на мастер выход. Если повесите и туда и туда, то звук скорее всего будет слишком грязным и неприятным для слуха.

Что же обрабатывать сатуратором?

Бас-гитара:
Использование сатураторов на бас-гитаре придает в высокочастотном спектре гармоникам больше плотности, генерирует новые гармоники, что положительно сказывается на слышимости инструмента в общем миксе, но при этом стоит помнить, что при обработке сатуратором возможно придется пересмотреть эквализацию инструмента(если она была произведена ранее)

Вокал:
Данный совет больше подойдет любителям хард-рока, и рока в целом. Если в вашем миксе присутствуют перегруженные гитары, то вполне вероятно, что они забьют вокал, и его придется выводить громче, что может оторвать его от микса. В это плане - легкая сатурация может стать панацеей для вокальных партий.

Ну и здесь, я считаю, стоит дать список плагинов-сатураторов:

Waves tube saturator – лучший плагин, основанный на ламповой сатурации. Уровень сатурации регулируется ручкой Drive. Кроме того, имеется трех полосный эквалайзер, который можно отключить, поставив тумблер EQ в положение Off. Переключатель FAT, который отвечает за переключение между использованием плагина в режиме предусилителя или как усилителя мощности, на слух увеличивает звуковую атаку. Хочется так же отметить, что данный плагин очень прожорлив касательно процессорной можности, поэтому логично использовать его на только на мастере.

Ferric TDS. Бесплатный плагин, эмулирующий звучание магнитной ленты. Очень качественный, аккуратно обрабатывающий звук. Регулятор «Dynamics» осторожно выравнивает динамику трека. Ручка «Saturation» отвечает за уровень добавляемых гармоник в звуковой сигнал. Колесико «Limiting» контролирует уровень пиков на выходе.

Tessla Pro. Еще один бесплатный плагин, эмулирующий трансформаторную сатурацию.

URS Saturation Native. Превосходный плагин, содержащий множество пресетов, основанных на различных типах сатурации. Очень простой в обращении: есть только регуляторы уровней сигнала на входе и выходе, уровень сатурации, ползунок соотношение Dry \ Wet сигнала. Более десятка, эмулирующих звучание известных микрофонных и инструментальных британских и немецких предусилителей.

Комментарии

  1. Ещё могу посоветовать vertigo vsm 3 и refinement от одних и тех же разработчиков

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Мастеринг звука для цифровых площадок

О джазовой импровизации. Обзор теории

Организация записи вокала