Запись и обработка бас-гитары

Для того чтобы бас звучал хорошо ему нужно пространство! Любые ненужные низкочастотные звуки забирают пространство у баса, которое необходимо ему для чистоты звука. По этой причине, используйте обрезной НЧ-фильтр (lo-cut) на каждом треке!

Если вы записываете электрический бас своими силами, установите на него новые струны и установите расстояние между грифом и струнами на максимально разумное расстояние, для того чтобы струны вибрировали свободно без каких-либо посторонних звуков.

Для записи «живого» баса также важно хорошее оборудование, по меньшей мере хороший DI-BOX.

Так же используется компрессор для управления шлепком, и таким образом, определением начала каждой ноты. Более того, степень компрессии контролирует баланс между мощными нотами и окончаниями, приглушенными нотами и фантомными нотами. Если исполнение партии на басу было качественным, тихие фантомные ноты могут быть вытащены с помощью компрессора. Однако, если на исполнение было плохим, или если фантомные ноты не создают никаких нюансов, или если они тонут в миксе, вы можете вырезать все ненужные части вручную.

Чтобы бас «качал» — длительность нот имеет большое значение, особенно в связи с большим барабаном. Длительность нот контролируется способностью и умением музыканта заглушать звук. Для многих басовых партий звук должен заканчиваться на сильной доле, особенно на доле малого барабана, преимущественно на 2-й и 4-й четвертной доле, что обеспечивает эффект «качания». С помощью инструмента «ножницы» легко можно отредактировать партию баса.

Бас всегда размещается в центре панорамы из-за того что он обладает большим количеством низких частот. Необходимо уделять особое внимание, правильному стерео-балансу сигналов с синтезаторов или VST-инструментов, потому что несбалансированный по панораме бас вызывает общий дисбаланс левой и правой сторон. Для отслеживания этого используйте гониометр или пик-метр, и проигрывайте сигнал в соло. Решение проблемы заключается в небольшом сужении ширины стереобазы и изменении баланса для того чтобы сдвинуть основной вес в центр панорамы.
Эквализация бас-гитары.

Бас может быть обработан обрезным НЧ-фильтром (lo-cut) только в том случае, когда фильтр имеет очень крутой спад. Крутизны спада в 36 dB на октаву может быть недостаточно для очень низкого баса и этот фильтр будет нежелательно подавлять низкочастотную составляющую из полезного диапазона выше 32 герц.

Некоторым бас-гитарам, у которых недостает низкочастотной составляющей, можно помочь, увеличив уровень сигнала от 40 до 80 Гц со средним значение добротности (Q).

Если бас-гитара стремиться занять место у других инструментов, вы можете уменьшить уровень нижней середины между 120 и 350 герцами.

Участок между 800 и 1200 герцами отвечает за «гнусавость» и «деревянность» звука бас-гитары, а также он отвечает за тональное определение. Выше этих частот находится только несколько гармоник, а также звук ладов и движения пальцев.
Использование компрессора для бас-гитары.

Ограничение динамики сигнала вырезает сильные пики, что даёт в итоге ровный сигнал.

Создание сустэйна для длинных, протяжных нот. Этот вид компрессии особенно популярен в медленных песнях. Большое, устанавливается по темпу, значение времени отпускания (Release) гарантирует, что уровень, уменьшенный компрессором при его срабатывании, будет медленно возвращаться к исходному значению, прежде чем компрессор сработает опять и уменьшит усиление. Вы можете создать длинный, протяжный звук для инструмента, который такими качествами исходно не обладал.
Усиление тихих призвуков с помощью малого значения времени отпускания (Release). Этот способ применения исключает возможность увеличения сустейна, о которой было сказано ранее.
Усиление ритмического определения и перкуссионности звука бас-гитары при помощи больших значений времени атаки (Attack).

Бас и реверберация?

В обычной поп-музыке бас-гитара — это тот инструмент, который обрабатывается наиболее деликатно и практически неслышимо с помощью реверберации перкуссионного ревербератора, что подчеркивает общность барабанов и баса. Применение небольшой реверберации особенно популярно для безладового баса. В других случаях, реверберация баса зависит от конкретного стиля.
Использование многополосного компрессора для бас-гитары.

В особых, отдельных случаях вы можете использовать многополосный компрессор с функцией экспандера для увеличения уровня определенного частотного диапазона некоторых инструментов.

В случаях, когда обычный компрессор не может увеличить громкость фантомных нот, чтобы сделать их слышимыми в общем миксе, я использую компрессор Steinberg Multiband Compressor (штатный) путем включения его в разрыв копии басового трека, где он увеличивает определенный частотный диапазон как экспандер. Вы можете установить этот плагин в режим «соло» выбранного частотного диапазона, так что будет пропущен только интересующий частотный диапазон и будет смикширован вместе с другими каналами.

Это средство спасения может быть применено и к другим инструментам, где требуется особенная степень редактирования.

Удвоение басовых треков.

Удвоение басовых треков без сомнения начинается с записи одного сигнала с DI-BOX устройства, и второго — через басовый усилитель и микрофон, что в итоге дает широчайшие возможности для дальнейшего сведения. Если такое разнообразие недоступно, можно сэмулировать такую возможность с помощью копирования трека с бас-гитарой, применяя разную обработку к каждой копии и микшируя их вместе снова. И так как звук баса также состоит из 2-х составляющих — низа и верха, может оказаться удобным в некоторых случаях сфокусироваться в одном треке на низких частотах, а в другом — на тональном восприятии.

Такая двойная обработка может дать очень интересные результаты и также способна спасти от большого количества проблем с басом.

Фазовый эффект, как результат различной эквализации обоих частей, также уплотняет звук. Сдвоенные треки бас-гитары обеспечивают необходимое условие для добавления к басу фазовых эффектов, таких как: хорус, флэнджер и другие.

Оставьте низкочастотный бас-гитарный трек без эффекта, и установите подавление высоких частот при помощи несильной эквализации с крутизной 12 или 24 dB на октаву, начиная, например, со 180 герц. С другой стороны, на втором треке примените крутой обрезной НЧ-фильтр (lo-cut) и установите модуляционный эффект в его разрыв. В этом случае, вы получите ясный моно-бас без фазовых проблем и полноценный модуляционный стерео-эффект.

Автор: Виталий Апёнкин

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Мастеринг звука для цифровых площадок

О джазовой импровизации. Обзор теории

Организация записи вокала